Требования к системам освещения спортивных арен

с точки зрения телевидения

При строительстве спортивных сооружений важным вопросом является правильное проектирование системы спортивного освещения, поскольку её несоответствие   установленным требованиям приводит к отказу в сертификации спортивного объекта к определённым категориям соревнований. Требования к ней сложнее, чем к другим системам освещения. Давайте разберём их.

  1. Горизонтальная освещённость. Определяет уровень освещённости горизонтальной поверхности игрового поля.
  2. Вертикальная освещённость. Определяет освещённость вертикальных предметов, находящихся на игровом поле, попросту говоря – игроков.
  3. Слепящее действие. Влияет на комфортность игроков – степень их ослепления во время игры.
  4. Цветовая температура. Определяет коррелированную цветовую температуру источников света. Влияет на правильность отображения  цветов.
  5. Индекс цветопередачи. Влияет на общее восприятие арены, на корректность отображения цветов, на различимость предметов.
  6. Коэффициент пульсаций светового потока. Влияет на замедленное изображение, которое показывается в телевизионной трансляции в повторах.

Например, требования телеканала «МатчТВ» к системе спортивного освещения выглядят следующим образом:

  • Средняя вертикальная освещенность площадки на высоте 1,5 м над поверхностью Еверт. = не менее 2000лк.
  • Коэффициент неравномерности освещенности Емин./Есред. не хуже 0,8 и  Емин./Емах. не хуже 0,7, максимальный перепад освещённости не более 15% в соседних точках, отстоящих друг от друга на 10% длины освещаемого игрового поля.
  • Коррелированная цветовая температура 5600К.
  • Индекс цветопередачи TLCI-2012 не хуже 92.

Рассмотрим подробнее их.

Требования горизонтальной и вертикальной освещённостей обычно чётко (а иногда не чётко) прописаны в регламентах спортивных федераций, а так же в требованиях вещательных компаний, которые осуществляют трансляции.

Поверхность игровой площадки формирует основную часть поля зрения как игроков, так и зрителей, освещенность этой горизонтальной поверхности («горизонтальная освещенность») определяет в конечном итоге состояние адаптации зрения наблюдателей. Игровая площадка служит фоном, на котором воспринимаются игроки, мячи и прочие спортивные «снаряды». Видимость игроков определяется их контрастом на фоне игровой площадки, который в свою очередь зависит от количества света, падающего на вертикальные поверхности, т.е. от «вертикальной освещенности».

Вертикальная освещенность характеризуется не только величиной, но также ориентаций освещаемой вертикальной плоскости. В игровых видах спорта игроки нуждаются в том, чтобы свет падал со всех сторон. С позиций зрителей на трибунах или телекамер видимость объектов на игровом поле определяется вертикальными освещенностями в плоскостях, обращенных к этим наблюдателям (рис.1).

Вертикальная освещенность становится главным критерием, когда создаются условия для телевизионных трансляций, так как эта характеристика во многом определяет качество получаемого изображения на экранах телевизоров.

Почему важна высокая равномерность освещённости? При большой неравномерности горизонтальной освещённости игровое поле будет выглядеть пятнистым, кроме этого игрокам будет сложнее различать шайбу или мяч, когда он внезапно попадает в тёмную зону. Вертикальная освещённость – это видимость игроков. Особенно влияет вертикальная освещённость на телевизионную трансляцию, при низкой вертикальной освещённости игроки тёмные, лица у них землистые. Поскольку динамический диапазон телевизионных камер значительно ниже, чем у человеческого глаза, то при переходе камеры с ярко освещённого участка на более темный приходится открывать диафрагму объектива телекамеры, а при обратном переходе – закрывать. Это всё делается вручную, поскольку автоматическая система не может различить «полезные» в данный момент объекты, по которым нужно держать размер диафрагмы, от ненужных – у каждой камеры своя задача: кто-то следит за игроком с шайбой, кто-то за определённым игроком, который в любой момент может включиться в игру, кто-то за тренером.

Отношение между средними величинами горизонтальной и вертикальной освещенностей Егор./Еверт.  представляет собою интегральную оценку как качества, так и эффективности освещения. Данное отношение должно быть в пределах от 0.5 до 2.0. Например, в погоне за вертикальной освещённостью можно получить очень высокие значения горизонтальной освещённости и даже хорошо освещённые игроки на ещё более ярком фоне будут плохо различимы.

Теперь о правильности проведения расчётов. Рекомендуется проводить расчёт вертикальной освещённости игрового поля для точек на высоте 1.5 метра с шагом не менее 10 процентов по обеим координатам (вдоль сторон поля). Например, регламент FIFA и UEFA требует проведение расчёта для футбольного поля в 12 на 8 отсчётов, то есть с шагом 10 метров [1], [2], регламент FIBA требует расчётной сетки в 17 на 11 отсчётов [3].

Расчёт в каждой точке проводится минимум в 6 направлениях:

  • четыре направления в сторону края поля, перпендикулярно краю поля (рисунок 2);
  • в направлениях главной и обратной (симметричной к «главной» относительно длинной осевой линии игрового поля) камер.

Если регламент спортивной федерации дополнительно описывает и другие камеры, то расчёт нужно сделать так же и в их направлениях.

Отдельно нужно сказать про установку виртуальных камер в программе расчёта системы освещения. Устанавливая камеру в определённую точку проекта, мы так же задаём ей высоту установки, и программа рассчитывает освещённость в этом направлении. Но расчёт ведётся для материальной точки, предполагая, что в этом месте находится плоскость, перпендикулярная направлению на камеру. Проще говоря, если в расчётной точке положить шар, то чем выше мы поднимаемся, то тем ярче он будет освещаться (при верхнем или верхне-боковом освещении). Вот тут кроется серьёзная ошибка. В спортивных соревнованиях участвуют люди, которые по своей геометрической сути – вертикальные плоскости, и они не отклоняются от вертикали при изменении высоты установки камеры – следовательно, его освещённость не измениться  (рисунок 3).

Если изменить высоту установки камеры в программе, то будет меняться расчётное значение вертикальной освещённости в направлении камеры, а в реальном эксперименте – нет, потому что программа считает не освещённость вертикальной плоскости (относительно земли) в направлении камеры, а освещённость в плоскости, перпендикулярной направлению на камеру (рисунок 4).

Таким образом, для правильного расчёта вертикальной освещённости в направлении телекамер, в координатах установки камер значение высоты всегда должно равняться высоте расчётной точки и не меняться. Математическим языком данное требование звучит так:

«Расчёт вертикальной освещённости проводится на высоте 1.5 метра… в направлении проекции главной камеры на высоту 1.5 метра». Именно такой смысл был изначально заложен в техническом отчете Международной комиссией по освещению (МКО) №83 [7]: «Vertical planes at each grid point for the fixed camera position» (рисунок 5).

Следует помнить, что объекты должны быть видны не только на поле, но и в воздухе, причем, для некоторых видов спорта на достаточно большой высоте. Например, в футболе мяч может подниматься на высоту до 30 м, и его видимость также будет определяться уровнем вертикальной освещенности.

В дополнение, целесообразно регламентировать уровень вертикальной освещенности в той зоне трибун (как правило, это первые 10-15 рядов), которая попадает в поле зрения телекамер и формирует часть видимого фона. Рекомендации по средним уровням вертикальной освещенности сильно отличаются для разных видов спорта. В частности, для футбольных стадионов средний уровень вертикальной освещенности первых 12  рядов трибун должен составлять от 25% до 33% от среднего уровня вертикальной освещенности игрового поля, а для хоккейных залов – не менее 40%.

В то же время очень часто ставится задача по достижению художественных эффектов – перед игрой «уводить» зрителей в темноту, и только при начале самой игры подсвечивать нижние ряды трибун. Так же, различны требования российской и международной федераций волейбола по отношению к освещённости нижних рядов трибун – международная предпочитает тёмные трибуны, а российская – освещённые.

Кроме этого, для оценки качества световой среды, сформированной системой спортивного освещения, предложен целый ряд новых показателей:

  • Отношение между минимальным и максимальным значениями вертикальной освещенности по четырем направлениям (в сторону края игрового поля) в каждой контрольной точке должно быть не менее 0.6. При выполнении этого условия получаются хорошее моделирование трёхмерных объектов (игроков и мяча) и умеренные тени;
  • Градиент (скорость изменения) освещенности. Для каждой контрольной точки поля выполняется выборка значений освещенности (горизонтальной и вертикальной) в восьми точках, окружающих заданную. Относительная разница в уровнях освещенности для каждой из восьми пар не должна превышать определенный предел (например, 20% для футбольных полей, предназначенных для проведения соревнований под эгидой УЕФА [1]; 15% для полей, предназначенных для проведения игр Кубка Мира [2]; 5% – для баскетбольных площадок FIBA  [3]).

Получение высокой равномерности вертикальной освещённости  для всех заданных телекамер  (а их может быть более 30) – сложная задача. Здесь на помощь может прийти знание особенностей показа соревнований, для которых строится система освещения. Например, ведущая камера (она же «главная») – камера с довольно широким объективом, которая примерно 80 процентов времени показывает происходящее на игровом поле – для неё важна равномерность освещённости по всему игровому полю. Камеры на углах в футболе или хоккее, которые ведут показ «с плеча» – показывают только небольшую зону, непосредственно примыкающую к этим областям, и неравномерность вертикальной освещённости для них важна только в определённой зоне, остальную часть игрового поля можно в расчёт не принимать.

Другой пример исключения из правил – бассейн. Если у вас прыжковая ванна – вам нужно обеспечить хорошую вертикальную освещённость на всём протяжении полёта спортсмена, а так же сделать равномерное подводное освещение. Если у вас ванна для плаванья – вертикальная освещённость менее важна, но нужно расположить осветительные приборы так, чтобы их отражения в воде не попадали в телекамеры. Кстати, на ледовых аренах, и аренах с паркетом (волейбол, баскетбол) это так же необходимо учитывать – как паркет, так и только что залитый, ещё не затёртый коньками лёд, отражают как зеркало, и светильники нужно располагать так, чтобы они не отражались в направлении ведущих камер [3].

Следующее ограничение, которое необходимо учитывать – ослепление спортсменов.  

"Ослепленность" («glare») – это  «ощущение», вызванное высокоинтенсивными (с большой силой света) световыми приборами, которые находятся в поле зрения. Это ощущение, которое проявляется в раздражении, дискомфорте, или потере зрительной работоспособности и видимости. Медицинская энциклопедия: «Ослепленность» -обратимое снижение чувствительности зрительного анализатора, вызванное воздействием значительной блескости. [5].  

Ослепленность испытывают как спортсмены, так и зрители.

"Блёсткость"– свойство источников света или светящих поверхностей при неблагоприятном соотношении между их яркостью, силой света и фоном равномерной яркости влиять на снижение продуктивности различных функций глаза [4].

Оценка ослепленности производится на этапе проектирования осветительной установки путем задания положения наблюдателей и выполнения расчета показателя ослепленности.

Степень ослепленности спортсменов и зрителей, находящихся на спортивной арене, оценивается величиной «показателя ослепленности» GR (glare rating). Диапазон применимости этого показателя ограничен направлениями наблюдения ниже уровня глаз. Световые программы рассчитывают показатель ослеплённости для взгляда спортсменов вдоль горизонта.  Да, шайба в основном движется по льду, а мяч – по траве. Но иногда мяч взлетает вверх. Именно поэтому в требованиях спортивных федераций (например, FIFA, UEFA) дополнительно оговариваются ограничения – не размещать световые приборы в определённых зонах (например, за воротами), либо размещать в специально оговоренных диапазонах углов, если это неизбежно. Но есть виды спорта, где спортсмены постоянно смотрят вверх: волейбол, баскетбол, художественная гимнастика, акробатический рок-н-ролл и т.п. В таких случаях система освещения должна быть сделана так, чтобы даже прямой длительный взгляд на световой прибор не вызывал ослепления.

Что влияет на ослепление? Это отношение яркости наблюдаемой «точки» источника света к яркости фона.

Механизм действия ослепления глаза состоит в следующем: уменьшается диаметр зрачка, вследствие чего снижается освещенность сетчатки при неизменной яркости поля зрения;  если взгляд  не прямой на источник света, то  световой поток блёского источника света рассеивается в глазных средах, что приводит к возникновению вуалирующей световой пелены, снижающей контраст объекта с фоном.

При прямом взгляде на световой прибор так же происходит фотохимическая световая адаптация сетчатки глаза, в результате снижается чувствительность «пересвеченных» областей, которая восстанавливается с некоторым опозданием (примерно в 20-50 раз медленнее, чем длительность воздействия яркого источника света, а часть процессов продолжаются ещё дольше.) [6]

Чтобы снизить воздействие яркого света на глаза наблюдателя, необходимо понизить видимую яркость светового прибора. Если представить себе два световых прибора, испускающих свет равномерно во все стороны (светящиеся шары) и имеющих одинаковую силу света, но разный диаметр, то освещенность, создаваемая каждым из этих шаров на одинаковом расстоянии от их центра, будет одинакова. Однако по своему виду меньший шар будет выглядеть более ярким, чем бо́льший, так как при одинаковой силе света излучающая поверхность одного шара больше, чем второго, и сила света, испускаемого с единицы площади источника, в том и другом случаях – различна.

Если у источника света поверхность больше, то излучаемый ею световой поток исходит с бо́льшей поверхности. Благодаря этому, при неизменной освещённости, создаваемой лампой, яркость лампы падает.

Следующий фактор: рабочий угол излучения светильника. Чем он меньше, тем ослепление выше. Например, если попытаться осветить определённую поверхность ограниченной площади фиксированным числом световых приборов, то может быть два пути:

  • каждый прибор освещает свою область поверхности;
  • каждый прибор освещает всю поверхность, и освещённость поверхности складывается из освещённостей, создаваемых каждым световым прибором.

Итоговая освещённость будет одинакова (при условии равного светового потока у приборов в первом и втором случаях), а эффект ослепления будет разным, так как площадь видимой светящейся поверхности будет разной и видимая яркость каждого прибора так же будет ниже.

Для снижения прямого ослепления целесообразно уменьшать яркость светильников следующими методами:

  • уменьшением мощности каждого отдельного светильника за счет соответствующего увеличения их числа;
  • уменьшением яркости светильников путем увеличения излучаемого угла, с сохранением мощности прибора;
  • ограничением силы света в критичных направлениях применением светильников с необходимым защитным углом;
  • увеличением коэффициентов отражения всех поверхностей, находящихся в поле зрения.

Ряд экспериментов показал, что предельно допустимым отношением габаритной яркости (то есть видимой яркости с учётом угла наблюдения) светового прибора к яркости окружающих спортсмена поверхностей является отношение 1000 : 1. Например, при горизонтальной освещённости игровой площадки Eгор=3000лк, яркость площадки (при коэффициенте отражения 0,25) составит примерно 240 кд/м2. Таким образом, габаритная яркость светового прибора не должна превышать 240 000  кд/м2.

Теперь о цветовой температуре. Физически она определяется как «температура абсолютно чёрного тела, при которой оно испускает излучение того же цветового тона, что и рассматриваемое излучение» [9]. Стандартное требование к цветовой температуре освещения для телевизионных трансляций – это 5600К с отклонением в 300К. Иногда встречаются ошибочные требования «не менее 5600К», что неверно. Попробую пояснить.

Тракт телекамеры, преобразовывающий свет в напряжение (или значение цифровых отсчётов) состоит из цветоделительной системы, разделяющей падающий свет на три составляющих – красную, зелёную и синюю (RGB). Далее в каждой части стоит индивидуальный преобразователь света в напряжение. При разной цветовой температуре в разные ветви RGB поступает разное количество света и для получения визуально воспринимаемого «белого» цвета необходимо вводить поправочные коэффициенты уже в электрическом тракте телекамеры. Кроме этого, преобразователь «Свет/Сигнал» не имеет абсолютно линейной характеристики, и для разных цветов (несмотря на современное развитие радиоэлектроники) эта характеристика разная, которая компенсируется уже на этапе обработки полученного сигнала. Таким образом, для каждого значения цветовой температуры, для различных спектров и для разной яркости нужно иметь наборы поправочных коэффициентов – это объёмные многомерные матрицы. По факту, стандартом в профессиональной телевизионной технике является настройка под Тк=5600К. Со всеми остальными цветовыми температурами телекамера работает путём введения поправок. И если две камеры одной модели и одного производителя будут показывать визуально одинаковую «картинку» при всех изменениях цветовой температуры, то сочетание камер разных производителей (или разных моделей) – уже нет. Все характеристики настраиваются для Тк=5600К, а характеристики для других цветовых температур у разных телекамер скорее всего будут различными, что приведёт к различным цветам видимого изображения при переключении камер в трансляции.

 

Теперь о цветопередаче. Традиционно, качество света искусственных источников оценивается по рекомендованной МКО методике расчета Color Rendering Index, (CRI), её методика — рассчитать число, характеризующее величину отклонения наблюдаемых цветов для набора цветовых образцов под исследуемым светом по сравнению с освещением эталонным источником [11],[13],[15].

Для расчета частных индексов цветопередачи Ri рассчитываются цветовые сдвиги цветовых координат для четырнадцати цветов  (рисунок выше).  Для вычисления визуальной величины отклонения используется алгоритм CIE1964.

Значения частных индексов рассчитывается по формуле:

Ra= 100-4.6*ΔEi

где ΔE – вычисленное значение сдвига в многомерном цветовом пространстве.

Кстати, если посмотреть на эту формулу, то понятно, что при сдвиге на величину более 22х значения Ra становятся отрицательными.

Затем считается среднее арифметическое первых восьми индексов. Это значение МКО рекомендовала называть General Color Rendering Index.

Таким образом, источник света, имеющий монотонный спектр излучения с узкими всплесками спектральной плотности по данной методике может иметь высокий индекс цветопередачи, несмотря на очевидные недостатки, как например вот этот:

В то же время, для реальной работы при проведении телевизионных съёмок, искажения цветов, не входящих в «измерительный набор» CRI, так же важны, как и искажения «базовых» цветов. Кроме того, поскольку считывание цвета в телекамере происходит не индивидуально по каждой длине волны, а с использованием трёхканальной RGB цветоделительной системы, выбросы в спектре приводят к «перекосу» всего камерного канала и искажениям соседних цветов.

Так же, как и в случае с различной цветовой температурой,  телекамеры разных типов с разными цветоделительными системами будут по-разному воспринимать свет от источника с неравномерной спектральной плотностью.

То есть, в случае «плохого» (с точки зрения равномерности спектральной плотности излучения) светильника, мы имеем не только искажённый цвет, не соответствующий реальному, но и различную окраску одних и тех же предметов, снятых разными камерами.

Есть ещё одна неприятность, которая является следствием «плохого» спектра осветительного прибора. Несмотря на то, что принято считать, что баланса белого можно добиться при любой цветовой температуре и любом спектре (получив в конечном видеосигнале верные координаты чёрного и белого цветов), при работе со светильниками с неравномерным спектром в «серых» тонах можно получить какой угодно цвет. Например, обычные металлогалогенные светильники имеют характерный выброс в зелёном и опытные операторы возят с собой плёнку, на сленге называемую «минус грин», чтобы можно было поправить цветовые искажения изображения, не компенсируемое балансом белого в телекамере.

Ранее в технических заданиях на спортивное освещение нормировалось значение CRI – оно должно быть как можно выше, желательно не хуже 90. Но, с появлением  светодиодных источников света, телевидение столкнулось с тем, что при работе с некоторыми светильниками со световым излучением с высоким CRI и Tk=5600К, телекамеры не давали белое изображение, а после перебалансировки (получения сигнала белого цвета от белых предметов) измеренная телекамерой (по итогам введения поправочных коэффициентов) цветовая температура оказывалась сильно ниже заявленной. При этом, «старый», аттестованный прибор Konica Minolta CS-2000A продолжал указывать Tk=5600К, заявленную производителем. В [16] описан подобный случай – хорошие показания CRI и очень плохие реальные цветовые характеристики. Кроме этого, основная проблема светодиодных светильников – сильный спад спектральной плотности излучения в красной части спектра (рисунок ниже). Но из-за методики расчёта CRI – «среднее арифметическое»  –  «провал» в красной части спектра не сильно сказывается на итоговом значении коэффициента.

Рисунок 10 –результаты измеренных значений CRI и TLCI различных светодиодных приборов

Судя по этой диаграмме, спортивное производство менее требовательно к качеству цветопередачи изображения. Но с другой стороны к нам подступает телевидение ультравысокой чёткости UHD, иногда называемое 4К (тут кроется небольшая терминологическая путаница, так как в телевидении используется стандарт UHD, а стандарт 4К используется в кино, они близки, но не полностью). UHD имеет расширенное цветовое пространство по сравнению с HD (рисунок  13): пространство ITU Rec. 2020 (UHDTV) в наружном треугольнике и цветовое пространство ITU Rec. 709 (HDTV) во внутреннем треугольнике.)

Будет ли смысл расширять цветовое пространство в UHD для более детального и точного отображения цветов изображения, если мы будем допускать неточности воспроизведения цветов из-за недостатков освещения   ?

Рисунок  14.  Сравнительный пример кривых различных спектров светодиодных светильников

 

Коэффициент пульсаций (Flicker Index).

С пульсацией освещения вопрос начал окончательно решаться только с массовым применением светильников на светодиодах. Металлогалогеновые лампы с электромагнитными ПРА мерцают 100 раз в секунду – зажигаясь с положительной и отрицательной полуволнами и погасая при переходе напряжения через ноль, при этом замедленные повторы в телевизионной трансляции, снятые с трёхкратным (150Гц) и выше замедлением имеют сильное световое биение. Светодиодные источники света питаются постоянным током, тем не менее, необходимо следить за этой характеристикой, так как зачастую регулировка уровня света (диммирование) производится с помощью широтно-импульсной модуляцией (ШИМ), которая так же создаёт мерцание света.

Коэффициент пульсаций менее 5% не оказывает существенного влияния на изображение с замедленных камер, но рекомендуем стремиться к уровню менее 1 процента, что не является технической проблемой.

Автор:

Фёдоров В.Ю.

При огромномной помощи Виталия Николаевича Степанова

 

          СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. UEFA Stadium Lighting Guide 2016
  2. FIFA  Lighting and power supply
  3. FIBA OFFICIAL BASKETBALL RULES 2018
  4. Большая российская энциклопедия под ред. Г. В. Федюкина
  5. Большая медицинская энциклопедия
  6. «Зрительный родопсин — рецептор, реагирующий на свет» Антон Чугунов https://biomolecula.ru/articles/zritelnyi-rodopsin-retseptor-reagiruiushchii-na-svet
  7. CIE 83-1989  «GUIDE FOR THE LIGHTING OF SPORT EVENTS FOR COLOUR TELEVISION AND FILM SYSTEMS» ISBN 978 3 900734 20 6
  8. «Уменьшить блескость – это просто! Клаудиус Ноак (Claudius Noack)» http://www.lightingmedia.ru/netcat_files/File/36(7).pdf
  9. Физическая энциклопедия. В 5-ти томах. — М.: Советская энциклопедия. Главный редактор А. М. Прохоров. 1988. http://sbiblio.com/biblio/content.aspx?dictid=125&wordid=902003
  10. EBU Tech 3355 2014 Method for assessment of colorimetric properties of luminaires https://tech.ebu.ch/docs/tech/tech3353.pdf
  11. Colour Rendering of White LED Light Sources  http://cie.co.at/publications/colour-rendering-white-led-light-sources
  12. R 137  Television Lighting Consistency Index – 2012 and Television Luminaire Matching Factor – 2013 https://tech.ebu.ch/docs/r/r137.pdf
  13. Color rendering index http://en.wikipedia.org/wiki/Color_rendering_index
  14. Television Lighting Consistency Index – TLCI  https://www.mikewoodconsulting.com/articles/Protocol%20Fall%202013%20-%20TLCI.pdf
  15. Шкалы оценки спектрального состава света CRI и CQS. http://www.led-e.ru/articles/svetodiod/2011_4_32.php
  16.  «CRI: у меня для вас плохие новости» https://habr.com/ru/company/lamptest/blog/373093/

Данная проблема возникла не только что. Для её решения профессиональным телевизионным сообществом была разработана методика сравнительной оценки изображения и соответствующий ей индекс цветопередачи — TLCI (Television Lighting Consistency Index) [12],[14]. Значение индекса TLCI, как и параметра Ra, находится в пределах 0...100. Сдвиги цветов TLCI рассчитывается аналогично параметру Ra с применением особых тест-объектов, отражающих специфику восприятия оптического излучения фотоприёмными устройствами с использованием алгоритма CIEDE2000,  но в отличие от расчёта CRI, итоговый коэффициент сильнее учитывает влияние отклонений всех спектральных составляющих светового излучения прибора.  Сначала рассчитывается общий сдвиг для всех тестовых цветов:

Затем непосредственно вычисляется значение TLCI:

Ниже приводится графическое представление результатов тестирования светодиодных приборов, позволяющее сопоставить CRI и TLCI, выполненная Аланом Робертом, инженером BBC. Видно, что у многих приборов с CRI 80-90 индекс TLCI может быть только лишь 40-70.

Рисунок 11 –сравнение изображения, получаемого при освещении приборами с разной цветопередачей

 

Авторы документа EBU Tech 3355 2014 различают варианты студийной и репортажной (спортивной) съемки, предлагая следующие шкалы нормирования: